26 марта киевляне одновременно будут выбирать депутатов Верховной рады, городской думы, депутатов в органы местного самоуправления, а также мэра города. 4 бюллетеня, около пятидесяти различных партий и блоков, названия которых запомнить практически невозможно. Реальные шансы на места в Верховной раде имеют около восьми партий, остальные - "партии-киллеры", которые "оттягивают" голоса у других.
К концу первого дня в предвыборном Киеве создается ощущение, что абсолютно все прямо или косвенно участвуют в избирательной гонке. Водители лепят стикеры на бамперы, пенсионеры вешают флаги на балконы. Интересно, если все принимают участие в предвыборной агитации, то кого, в таком случае, называют "электоратом"?
Политика заполонила все жизненное пространство. Из звуковых колонок в такси льется сладкий голос Юлии Владимировны Тимошенко:
- Пожалуйста, выключите радио!
Водитель смотрит удивленно:
- Так це ж Юленька!
Но слушать Юленьку второй час подряд я, не привыкшая к реальной политике, уже не могу - до этого она вещала для нескольких тысяч людей со сцены на майдане Незалежности. Не могу сказать, что меня чем-то зацепило содержание ее речи (я совсем не понимаю по-украински), но сам вид миниатюрной женщины в белой мантии на большой сцене, которая с легким надрывом в голосе рассуждает, видимо, о судьбах своих соотечественников, вызывал легкий трепет в душе. После политического концерта на площади я поинтересовалась у соратника Юлии Владимировны:
- Интересно, у нее наверное очень хорошие спичрайтеры? Оказалось, что основные тезисы Тимошенко пишет себе сама, а речь ее потом немножечко "апгрейдят".
"Юля всех порвет!" - поговаривали мужики в толпе на площади. Рядом, в палатках, торговали разнообразнейшей политической символикой.
Я купила себе шарф за 50 рублей, потому что очень замерзла шея. Шарф с символикой "Блока Юлии Тимошенко" - он очень подходил к моему пальто по цвету. С таким же успехом можно было бы купить что-то другое. Все равно сейчас никто этим символам особого значения не придает.
Да, кому-то могло показаться, что все это является неискренним фарсом, что политические активисты, который стояли на площади во время "оранжевой революции", уступили место политическим агитаторам. "Это не напоминает вам политический базар? - спрашивала я у своих знакомых. Киевляне смотрели, в ответ, удивленно: "Это не базар. Это политический рынок. Это то, что называется демократией".
Случайные собеседники рассказывали о том, как раньше им приходилась голосовать за кого-то только потому, что другой кандидат не нравился. А теперь, по их словам, есть возможность нормального выбора из пятидесяти партий и блоков: "Революция ведь не может длиться вечно. Пришло время политической борьбы, партии сражаются за наши голоса, у нас в стране существует нормальная политическая конкуренция".
Да с ними нельзя не согласиться: куда как лучше, когда в глазах рябит от обилия альтернатив, а не от стикеров с "медведями" на каждом столбе.