Выступление министра обороны Сергея Иванова перед депутатами Государственной думы проходило на фоне очередного скандала. Накануне немецкая Die Welt сообщила, что в последний день января в аэропорту Дамаска российские военные передали прямо в руки террористов из "Хизбаллы" сто контейнеров с противотанковыми ракетами. Официально ракеты были предназначены для Сирии. Но воины Аллаха так торопились доставить их на позиции, что решили обойтись без посредников и прислали своих эмиссаров прямо к борту российского самолета.

Уместно напомнить, что минувшим летом в зарубежных средствах массовой информации уже появлялись сообщения о том, что российское оружие поступает на вооружение боевиков. Сергей Иванов тогда назвал эти публикации "чушью". Однако сегодня забеспокоились даже парламентарии вполне лояльных правительству фракций. В российских газетах появились статьи аналитиков, высказывающих опасения, будто наша страна продолжает вооружать невесть кого в ущерб собственной безопасности.

Министру обороны пришлось оправдываться. Получилось не слишком удачно. Полная неспособность министра "держать удар" хорошо известна. Сергей Борисович, очевидно, в принципе не умеет находить правильные и точные ответы на остро поставленные вопросы. Его невнятные высказывания стали темой для многочисленных анекдотов, наподобие перлов экс-премьера Виктора Черномырдина.

Возможно, поэтому от ответа на вопрос о поставках российского оружия нестабильным режимам Иванов решил просто уклониться. Лишь заверил депутатов, что правительство продает за границу "не все, что попадя и даже не все, что нас просят продать". Зато на обвинение в том, что наши экспортные поставки в денежном выражении превышают объем продукции для внутреннего рынка, он решил подробно ответить. Даже с юмором. Но, право, лучше бы министр этого не делал.

Сергей Иванов, видимо, рассчитывал на то, что депутаты не в ладах с арифметикой. Министр не без патетики сообщил, что внутренний государственный заказ в оборонной области составляет 300 миллиардов рублей. В то время, как на экспорт направляется продукции на сумму в шесть миллиардов "того, что нельзя упоминать". Здесь, видимо, подразумевались доллары. Из этих цифр депутаты должны были сделать вывод, что отечественная оборонка работает преимущественно на внутренний рынок.

Теперь давайте посчитаем. Сначала обратим внимание на то, что согласно официальным данным российский экспорт вооружений оценивается суммой не в шесть, а в 7,1 миллиарда долларов. Но простим министру "ошибку" в миллиард с лишним "зеленых" и переведем доллары в рубли. Получится приблизительно 188 миллиардов рублей. Согласитесь, что цифра 188 уже вполне сопоставима с цифрой 300. Но и это еще не все. В той же своей речи Сергей Иванов проговорился по поводу того, что из общей суммы оборонного заказа минувшего года 140 миллиардов рублей были потрачены на приобретение 17 баллистических ракет и четырех космических аппаратов. То есть в данном случае речь идет о специфических видах стратегического оружия, которые не принято учитывать вместе с оружием тактического назначения. Хотя бы потому, что межконтинентальные ракеты не экспортируются в другие страны.

Без этих 140 миллиардов в остатке будет примерно 160 миллиардов рублей. Следовательно, экспорт у нас все же превышает в ценовом выражении производство продукции для собственных нужд. Кстати, вероятно, из оставшихся 160 миллиардов значительная часть приходится вовсе не на вооружение, а на амуницию и вспомогательное оборудование. Тогда разрыв окажется более внушительным. Но не будем мелочиться. Мы убедились в главном – министр опять попытался впарить депутатам откровенную дезу. Как, впрочем, разведчику и положено.

Между прочим, к приемам цифровой эквилибристики Сергей Иванов в свом выступлении прибегал еще не раз. Когда речь зашла о том, что в российской армии сегодня, вроде бы, слишком много генералов, министр занял непримиримую позицию. Он призвал депутатов не обижать генералов. При этом добавил, что генералов у нас вообще-то не очень много. Всего лишь тысяча сто человек.

Оставим пока в стороне утверждения некоторых источников по поводу того, что даже эта "скромная" цифра в четыре раза превышает число генералов во всех европейских странах и Канаде вместе взятых. Точных подтверждений этим сведениям мне найти не удалось. Зато другое сравнение услужливо предоставил сам министр. Он сказал, что численность наших вооруженных сил сегодня составляет примерно один миллион сто тысяч человек. Но это означает, что по его же данным, у нас один генерал приходится на тысячу военнослужащих. То есть, на два с небольшим батальона. Следовательно, наши генералы в большинстве своем "сидят" даже не на полковничьих, а на подполковничьих, а то и на майорских должностях. Возникает вопрос – нужны ли они в этом случае? Не проще ли использовать по назначению подполковников и майоров?

Напоследок Сергей Иванов обрадовал депутатов тем, что к 2015 году будут перевооружены 40 танковых и 97 пехотных батальонов. Последние получат в свое распоряжение аж 100 тысяч автомобилей.

Однако военный эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин уверен, что традиционная пехота как самостоятельный род войск, давно изжила себя. Для нее просто не осталось задач. Современной России нужна специализированная пехота в виде спецназа, морского и воздушного десанта, подразделений горных стрелков. Для этих, подразделений, в свою очередь, требуются специальные транспортные средства. Обычные автомобили, тем более в таком количестве им не нужны.

Выходит, что Сергей Иванов, вопреки собственному заявлению, готовится даже не к вчерашней, а к позавчерашней войне. Видимо, министр надеется закидать потенциального противника автомобилями.

Хорошо, хоть не шапками.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter