Жертвы во всех случаях исчисляются десятками человек. И это в мирное время, в как бы "процветающей" стране!
Конечно, записные оптимисты за казенный счет могут начать бодро возражать: мол, ничего страшного, просто "так совпало", такое вот наложение в одну неделю большого количества трагедий и катастроф, но беспокоиться незачем, "все под контролем" и так далее.
Однако для здравомыслящего человека такие аргументы ничего не стоят; наоборот – самое удивительное во всем этом другой вопрос, а именно: почему наш президент спохватился только сейчас? Ведь, в сущности, все вышеуказанные катастрофы – это всего лишь очередные звенья в длинной цепи, подобных им.
Вот Ту-134, "промахнувшийся" мимо полосы при посадке. Разве это – редкостное ЧП? Да в прошлом году А-310 в Иркутске точно так же "уехал в сторону" с полосы, только жертв в тот раз было на порядок больше. Или, может быть, президент был шокирован самим фактом авиакатастрофы? Если бы! В последние годы наши самолеты бьются так часто, что, скорее, публика уже начала к этому привыкать... Только в прошлом году – четыре крупные катастрофы с сотнями человеческих жертв! На их фоне самарский инцидент, в котором "всего" семь человек погибли, кажется даже "почти благополучным". Ведь в А-310, упавшем в Черное море, и в Ту-154, рухнувшим в степи под Донецком, не спасся никто... Почему же Путин не вызвал к себе Фрадкова в прошлом году?
Или взрыв на шахте в Кемерово. Страшная трагедия – но уникальная ли? Да, в 2006 году бог кемеровских шахтеров миловал. Но в 2004-2005 годах взрывы происходили регулярно. Так, в феврале 2005 года на шахте "Есаульская" погибли 17 человек в результате взрыва метана. И причины тогда назывались все те же: прежде всего – игнорирование правил техники безопасности.
Пожар в Доме престарелых на Кубани, в станице Камышеватской Ейского района, тоже потрясает только количеством погибших, но не самим фактом того, что беспомощные больные люди в государственном учреждении оказались брошены на произвол судьбы. Сразу вспоминается жуткая "серия пожаров в больницах", прокатившаяся совсем недавно – осенью прошлого года. В Москве, Красноярске, других городах горели целые больничные отделения, и люди гибли, не в силах выбраться из огня.
Опять мы видим, что потрясший всю страну случай – это не кошмарное исключение, а, скорее, продолжение некой тенденции, проявившейся уже давно...
В чем же дело? Почему именно 20 марта президент Путин счел нужным публично озаботиться давно уж всем очевидной цепочкой катастроф – из которых, собственно, и состоит нынешняя российская жизнь? Ответ прост, банален и исчерпывается датой: 2007 год. Да, на дворе уже не 2006, когда власть могла спокойно заниматься собственными делами, не обращая внимания на граждан. 2007 – год выборов в Госдуму и последний перед выборами президента.
Именно поэтому начинаются шевеления: власти надо как-то показать, что она в курсе и пытается что-то сделать. Конечно, вроде бы выборы почти полностью выхолощены и поставлены под контроль так, что "мышь не проскочит" – однако в душе всякого чиновника заложен генетический страх перед ними. Мало ли что!
В связи с этим возникает вопрос "из чисто детского любопытства": интересно – а что ответит президенту премьер Фрадков?
Адресат президентского недовольства, если вдуматься, поражает и лишний раз доказывает, что никаких реальных шагов власть предпринимать не собирается. Ведь, право – ну что может сказать своему шефу "технический премьер", человек, славный только тем, что полностью подконтролен и шагу не ступит без ведома Первого Лица? Что может сказать Фрадков по поводу работы МЧС, министерств транспорта и труда – кроме сакраментального "я всегда делал только то, что Вы мне говорили, Владимир Владимирович!"
Скорее всего, он примерно так и скажет. И на этом все в очередной раз успокоится. До очередной катастрофы.
Докапываться до коренной причины всех уходящих в будущее "цепочек несчастий" никто из чиновников не будет – себе дороже. Ведь иначе придется признать, что проблема нашей славной, так любовно выстроенной "вертикали власти" – в ней самой.
Проблема в том, что все нити управления собраны в Москве. А Москва элементарно не справляется – да и неспособна! – к контролю за 140-миллионной страной, раскинувшейся по гигантской и малоосвоенной территории. Оттого "рвется" постоянно – то в Самаре, то на Кубани, то в Кемерово, то под Красноярском – что там "тонко". "Вертикаль" власти уходит куда-то вдаль, в Москву, местным правителям не хватает ни полномочий, ни денег, ни желания что-то решать для людей. Зачем? Все равно нанимает на работу, увольняет и поощряет не местный житель, а Москва. А Москве всегда недосуг...
Потому и не было в станице пожарной части. Потому и ходят горняки в забой каждый раз, как на смертельный номер – не зная, удастся ли подняться наверх. Потому и летают у нас "совершенно исправные" самолеты – 1976 года выпуска – из Сургута в Самару. А что? По бумагам все в порядке! А то, что они мимо полосы садятся – так это летчики виноваты.
Когда Путин в очередной раз призовет к себе Фрадкова и строго-настрого прикажет ему "окончательно разобраться" с тем, что происходит в стране? Наверняка не так уж долго ждать. Самолеты будут падать, шахты взрываться, а социальные учреждения – пылать с неменьшей интенсивностью, милейший Фрадков им не указ.
Жаль только, что не все из нас смогут увидеть очередное шоу "Президент строго-настрого отчитывает Премьера за катастрофы". Ведь и мы можем оказаться в том самолете или в той больнице...
Вы можете оставить свои комментарии здесь