По мере приближения парламентских и президентских выборов конца 2007 - начала 2008 года администрация президента Владимира Путина продолжила курс на подавление гражданского общества и ограничивала свободу собраний. Об этом говорится в опубликованном 31 января Всемирном докладе "Human Rights Watch - 2008", сообщает "ПРИМА-News" 1 февраля.

В Чечне, несмотря на восстановление, имели место грубые нарушения прав человека, включая пытки, похищения и незаконные задержания, отмечается в разделе доклада, касающемся России.

В 2007 году активисты, участвовавшие в мирных политических акциях протеста или готовившие их, подвергались избиению, задержанию или притеснениям. Власти запрещали или жестко ограничивали "Марши несогласных", которые, тем не менее, прошли в различных регионах. В апреле ОМОН и спецназ с применением избыточной силы разгоняли такой "Марш" в Москве, многие демонстранты были избиты, сотни задержаны. В мае власти препятствовали прибытию активистов и наблюдателей на аналогичный "Марш" в Самаре одновременно с проводившимся там саммитом ЕС-Россия.

В ноябре Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, сославшись на организационные проблемы, отказалось от направления своих наблюдателей на думские выборы 2 декабря. Россия ввела беспрецедентные ограничения на число наблюдателей и своевременно не обеспечила выдачу им виз.

В том же месяце ОМОН с применением избыточной силы разгонял "Марши несогласных" в Москве и Санкт-Петербурге, что сопровождалось арестами. Среди задержанных оказались несколько организаторов и известных оппозиционных кандидатов, в том числе лидер коалиции "Другая Россия" Гарри Каспаров, получивший пять суток ареста.

В конце ноября неустановленные лица застрелилиправозащитника и лидера дагестанского "Яблока" Фарида Бабаева.

Власти ужесточают контроль над гражданским обществом путем изменения законодательства, ущемления права на мирные собрания, давления на неправительственные организации и критиков власти.

В 2006 году в связи с изменением законодательства о неправительственных организациях произошло усиление надзора властей за НПО, их деятельность была поставлена в более жесткие рамки. Теперь НПО под угрозой ликвидации обязаны отчитываться о своей работе, а власти получили право проводить углубленные и карательные проверки, нередко оборачивающиеся предупреждением за минимальные технические нарушения. После двух предупреждений организация подлежит ликвидации, даже если нарушения исправлены.

Непредоставление в установленные сроки отчетов о деятельности послужило Федеральной регистрационной службе поводом, чтобы поставить вопрос о ликвидации нескольких НПО. В июне 2007 года по таким основаниям в Нижнем Новгороде в судебном порядке было ликвидировано Молодежное правозащитное движение, хотя оно отчитывалась в соответствии с законом.

В ходе двухмесячной проверки петербургской правозащитной организации "Гражданский контроль" регистрационная служба потребовала предоставить всю исходящую корреспонденцию, в том числе конфиденциальную. В апреле в Москве милиция 11 часов обыскивала офис фонда "Образованные медиа", занимающегося профессиональной подготовкой журналистов; были изъяты все финансовые документы и компьютеры. Милиционеры ссылались на уголовное дело в отношении директора фонда по факту ввоза в Россию незадекларированных излишков наличной валюты, что обычно влечет административные санкции. В июле суд отказался вернуть изъятое при обыске имущество, без которого организация не могла функционировать и была вынуждена ликвидироваться. В августе аналогичным образом в ходе обыска в нижегородском Центре помощи мигрантам, проводившегося сотрудниками ФСБ в связи с уголовным делом о подделке документов руководителем центра, были изъяты финансовые документы, компьютеры и архив, что парализовало работу НПО.

В августе вступили в силу очередные поправки в законодательство о противодействии экстремистской деятельности, обязывающие СМИ при упоминании любой организации, признанной судом экстремистской, давать соответствующую ссылку. Поправки позволяют считать экстремистским любое преступление, совершенное по мотивам политической или идеологической ненависти или вражды, что вызывает обеспокоенность в связи с возможностью их использования для подавления критики власти.

Генеральная прокуратура арестовала трех подозреваемых в убийстве в 2006 г. журналистки Анны Политковской, однако сохраняются серьезные вопросы относительно этого дела, в котором власти усматривают причастность "оппозиционеров из-за рубежа". Адвокаты задержанных к материалам дела не допускаются.

27 мая несколько десятков представителей российских секс-меньшинств и их сторонников попытались мирно собраться у московской мэрии. Когда организаторы попытались передать в мэрию обращение с протестом против запрета городскими властями гей-парада, объявленного Юрием Лужковым "сатанинским действом", 21 участник и наблюдатель были задержаны милицией. Десятки погромщиков, среди которых были скинхеды, националисты и православные активисты, беспрепятственно избивали мирных демонстрантов на глазах у ОМОНа.

ГУВД Москвы обнародовало планы привлечения к охране общественного порядка добровольных помощников из числа активистов прокремлевского молодежного движения "Наши", в том числе во время массовых мероприятий оппозиции. "Наши" заявляли, что намерены не допустить "дестабилизации" страны оппозицией. Как говорится в докладе, в Москве активисты националистической молодежной организации "Местные" привлекались Федеральной миграционной службой к выявлению и задержанию нелегальных мигрантов на одном из московских строительных рынков. По словам руководителя ФМС, его ведомство собирается продолжать такое сотрудничество.

С приходом Рамзана Кадырова на пост президента Чечни республика переживает энергичное восстановление гражданской инфраструктуры. Федеральные и республиканские чиновники утверждают, что конфликт "решен", хотя по-прежнему имеют место спорадические бои и спецоперации с участием главным образом подконтрольных Кадырову структур; "кадыровцы" пытают подозреваемых в связях с боевиками и незаконное содержат их под стражей, в том числе в неофициальных изоляторах.

Правозащитники продолжали сообщать о снижении числа насильственных исчезновений: к августу 2007 года было зафиксировано 25 похищений, затем пропали еще пять человек. По фактам "исчезновения" до 5000 человек с 1999 года серьезной реакции не было.

В ноябре в Назрани вооруженные люди в масках ограбили, похитили и жестоко избили руководителя известной правозащитной организации "Мемориал" Олега Орлова и троих тележурналистов, которых затем выбросили из машины у границы с Чечней.

Насилие продолжалось в других частях Северного Кавказа, в Ингушетии и Дагестане происходили бои между боевиками и силовыми структурами. В октябре начался суд по делу о нападении на Нальчик в 2005 году. Обвиняемыми являются 59 человек, многие заявляли о пытках и другом недозволенном обращении в предварительном заключении.

В армии сохраняются проблемы с питанием и неуставными отношениями среди призывников, об отсутствии со стороны правительства достаточных шагов по их признанию и решению свидетельствовал в 2007 году ряд вопиющих случаев. Отдельные уголовные дела по таким фактам не соответствуют масштабам неуставных отношений, которые каждый год становятся причиной смерти десятков и получения травм тысячами молодых солдат. Многие призывники совершают самоубийство или предпринимают попытку суицида, тысячи оставляют часть, чтобы избежать издевательств и ущерба для здоровья. В октябре срок службы был сокращен с двух до полутора лет, с 1 января 2008 года служить нужно 1 год.

Россия продолжила движение в направлении обеспечения ВИЧ-позитивным лицам доступа к антиретровирусной терапии, однако доля потребителей инъекционных наркотиков среди получателей такого лечения остается непропорционально низкой. Этому препятствуют сохранение запрета на использование препаратов-заместителей и неудовлетворительный уровень лечения наркозависимости.

Многие мировые лидеры выражали обеспокоенность ситуацией в России, в частности, ограничениями функционирования гражданского общества, но права человека, особенно ситуация в Чечне, не являются приоритетом в их отношениях с Россией.

Россия участвует в работе Совета ООН по правам человека, но не выполняет обязательства по полноценному сотрудничеству с правозащитными механизмами ООН, в том числе со спецдокладчиком по пыткам, который по-прежнему не может посетить страну: власти отказываются обеспечить формат визита, соответствующий его мандату.

В марте 2007 года Европейский комитет по предупреждению пыток пошел на исключительный для него шаг, опубликовав заявление о посещениях Северного Кавказа в 2006 году, в котором выражалась обеспокоенность в связи с пытками, незаконными задержаниями и содержанием под стражей, отсутствием расследований по заявлениям о нарушениях, а также в связи с отсутствием сотрудничества и прогресса с российской стороны. Россия - единственный член Совета Европы, раз за разом не дающий согласия на публикацию докладов Комитета. Необоснованное решение ПАСЕ 2006 года о прекращении мониторинга ситуации в Чечне осталось без изменения.

2007 год стал переломным в том, что касается международной юстиции применительно к "чеченским" делам. Не добившись правосудия дома, сотни потерпевших обращаются с жалобами в Европейский суд по правам человека. Суд 11 раз признавал Россию ответственной за серьезные нарушения прав человека в Чечне, включая пытки, внесудебные казни и насильственные исчезновения. Каждый раз Суд отмечал непроведение российскими властями реального расследования. Россия не предпринимает достаточных шагов по реализации рекомендуемых Судом общих мер по исправлению системных проблем и недопущению повторения нарушений. Россия - единственный член Совета Европы, не ратифицировавший 14-й протокол к регламенту Суда, призванный упростить правила процедуры и сократить очередь дел, ожидающих рассмотрения.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter