Есть в Рязани свой Кремль, которому почти 800 лет. Стоит он на высоком холме над рекой Трубеж, и видно с этого холма весь город как на ладони. Кремль — это целый комплекс памятников древнерусской архитектуры, у каждой белокаменной постройки своя история. О прежних временах, обитателях города рассказывают богатейшие музейные коллекции Кремля, огромная научная библиотека, располагающаяся на его территории.
До последнего времени рязанцы часто гуляли по территории Кремля, туристов водили туда на экскурсии.
Несколько лет работники музея-заповедника пытались отстоять для людей это право, но, похоже, проиграли борьбу. Против них выступили чиновники всех уровней и мастей — от президента до рязанского мэра. И все потому, что Кремль приглянулся Русской православной церкви, которая в последние годы особенно активно занялась расширением своих владений. Так, в ближайшем будущем в распоряжение РПЦ, возможно, перейдут Астраханский и Угличский кремли и памятники религиозного значения Соловецких островов.
История, о которой пойдет речь, для современной "духовно возрождающейся" России, как ни печально это звучит, весьма обыденная.
Изначально Рязанский музей делил территорию Кремля с Рязанской епархией, и они вполне благополучно сосуществовали. То есть совместно использовали целый ряд построек, например, Успенский и Христорождественский соборы, колокольню Кремля. Службы чередовались там с посещениями экскурсантов. В конце прошлого века музей передал епархии несколько церковных зданий и предметы сакрального характера из своих фондов.
Все было тихо-мирно, пока в 2003 году архиепископом Рязанским и Касимовским не стал Павел, сходу продемонстрировавший необычайную хозяйственность. Начал он свою деятельность с приобретения недвижимости. С тех пор работники музея-заповедника лишились сна и покоя.
Опустим подробности начавшейся в том же году агрессивной кампании в прессе за передачу принадлежащих музею построек церкви. Стоит хотя бы взглянуть на подборку статей на сайте епархии, направленных против музейщиков. От названий бросает в дрожь: "Поруганные святыни", "Кощунственное разорение усыпальниц", "Чудотворные иконы томятся в музейном заточении". Не могу удержаться, чтобы не процитировать отрывок одной из этих публикаций: "...Музейные работники претендуют на то, что их деятельность причастна вечности. Вечность бывает разная. Бывает рай, и бывает ад. К раю деятельность руководства музея непричастна. Потому что православный христианин знает – вечность открывается нам в молитве и богослужении". Ни убавить, ни прибавить.
Основные события развернулись после того, как в 2006 году глава РПЦ Алексий Второй написал президенту Владимиру Путину "челобитную" с просьбой "восстановить историческую справедливость" и отдать православной церкви Рязанский кремль в безвозмездное пользование, выдворив оттуда музейщиков с их экспонатами. "Тысячи верующих постоянно обращаются к нам, взывая о помощи в этом святом деле", — писал патриарх и жаловался на то, что большая часть площадей Кремля используется музеем нерационально.
Почему же музей и церковь не могли и дальше жить под одной крышей? На этот вопрос архиерей Павел однажды ответил вопросом: "А вы не пробовали с бомжами свою квартиру совместно использовать?"
Итак, Путин оставил проблему на откуп чиновникам, наложив на обращение патриарха резолюцию "найти вариант положительного решения". Письмо патриарха было передано Михаилу Фрадкову и Герману Грефу, а за этим последовало совещание у полпреда президента в Центральном федеральном округе Сергея Полтавченко. На этом совещании представители Министерства культуры, Росимущества и областных властей поддержали просьбу РПЦ. Было решено поэтапно передать всю территорию Рязанского кремля и 20 историко-архитектурных памятников Рязанской епархии под резиденцию архиерея и епархиальный музей.
Первые пять памятников Кремля музей потерял летом 2007 года, когда вышло специальное распоряжение Росимущества на этот счет. Директор музея-заповедника Людмила Максимова пыталась противостоять захвату принадлежащих музею зданий: писала письма в местные и федеральные органы власти, всячески пыталась донести свою позицию до общественности.
Тем, кто выселял музей, вряд ли был нужен лишний шум. Они стремились соблюсти формальности и сделать так, чтобы происходящее выглядело жестом доброй воли со стороны музейщиков. К тому же, по закону без принципиального согласия руководства музея невозможно было передать епархии главный объект Кремля — Дворец Олега, так как помещение всегда использовалось в сугубо светских целях.
После нескольких безуспешных попыток вразумить непокорную Максимову в Роскультуре решили ее уволить. Угрожали ей совершенно открыто. "Звонили и требовали, чтобы она передала Кремль добровольно, иначе ее снимут с должности директора", — вспоминает заместитель директора музея по научной работе Ирина Кусова. Так и случилось. Приказ об увольнении Максимовой подписал бывший глава Роскультуры Михаил Швыдкой.
На место заслуженного работника культуры Людмилы Максимовой, которая проработала в рязанском музее-заповеднике 44 года, поставили никому не известную учительницу музыки Галину Соколову.
Спустя четыре месяца вышло распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области о передаче части Дворца Олега и Успенского собора епархии. Новый директор Соколова благополучно подписала нужные документы и тут же перешла на работу в областную администрацию: теперь она работает заместителем начальника областного комитета по культуре и туризму.
Когда вопрос передачи Кремля еще находился на стадии обсуждения, мэр Рязани Федор Провоторов обещал подыскать для музея альтернативные помещения. Но время идет, а никаких подвижек в этом деле нет. До 1 января музейщики должны освободить огромные экспозиционные площади, причем, куда вывозить коллекции, они не знают.
Конечно, саму идею переселения работники музея и ученые-историки называют абсурдной. По их словам, фактически произойдет ликвидация старого музея и создание нового. Ведь музей-заповедник — это не только экспонаты, но и уникальные памятники древнего зодчества, наконец, сама территория Кремля, где до сих пор проводятся научно-изыскательские работы. "Музей расположен в исторических местах, он потеряет смысл, разрушится, если объекты недвижимости будут изъяты", — отмечает руководитель рязанского отделения движения "За права человека" Александр Бехтольд. К слову, в России всего 15 музеев-заповедников, относящихся к особо ценным культурным объектам. И Рязанский кремль — один из них.
Правозащитник Александр Бехтольд указывает на нарушение властями целого ряда законов в случае с Рязанским кремлем. По словам правозащитника, перепрофилирование Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника в принципе недопустимо, так как он включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия. Кроме того, по словам Бехтольда, Росимущество элементарно не имело полномочий без постановления правительства передавать музей церкви.
Для того чтобы на самом верху была услышана позиция РПЦ — всего-навсего одной из официально зарегистрированных религиозных организаций, — понадобилось единственное письмо от Алексия Путину. К сожалению, у тех, кто не носит рясы, практически нет возможности достучаться до властей. На все обращения защитников музея в прокуратуру и в Министерство культуры приходят отписки, а в суде их жалобы не принимают к рассмотрению.
Отец Павел в одном из своих интервью заявил : "Недовольные могут обращаться в суд, но суд будет не в их пользу". Наверняка он знает, о чем говорит.
Сегодня часто приходится слышать о том, что в нашей стране идет процесс клерикализации. Это спорный вопрос, но вряд ли бесчисленное количество случаев, подобных описанному, можно считать признаком усиления влияния церкви в обществе. Налицо обычный передел собственности, в основе которого, без сомнения, лежит корыстный интерес. Ведь неужели для богоугодной деятельности рязанских православных недостаточно принадлежащих местной епархии 10 монастырей, 308 приходов, 36 часовен, семинарии, гимназии, православной школы и уже имеющихся в ее распоряжении построек на территории Рязанского кремля?
Беда в том, что по сравнению с обычными рейдерскими организациями, РПЦ имеет серьезное преимущество — покровительство людей власти, стремящихся создать впечатление своей причастности процессу "нравственного возрождения" России. Таким образом и церковная иерархия, и некоторые политики успешно используют религиозные чувства людей и антураж духовности в собственных, вполне земных, целях.