Ситуация изменилась с приходом министра культуры Владимира Мединского.
В 2015 году по требованию Минкульта прокуратура провела пять проверок и не выявила незаконность владения наследием. В феврале 2016 года коллегия Минкульта решила создать на основе фондов и в помещениях общественного музея государственный музей Рериха как филиал государственного музея Востока. Москва передала усадьбу в федеральную собственность, Росимущество тут же оформило ее в оперативное управление музея Востока, который начал выселять МЦР.
Начались внеплановые проверки, к немалому изумлению МЦР выявившие плохое содержание усадьбы
и некие коммерческие организации, зарегистрированные на ее территории. Примечательно, что за несколько месяцев до этого Мосгорнаследие проводило проверку и не обнаружило нарушений. В марте 2017 года Арбитражный суд расторг договор безвозмездного пользования с МЦР, а в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года был осуществлен силовой захват территории и зданий усадьбы Лопухиных. Прикрываясь некими следственными действиями, были изъяты все фонды общественного Музея, принадлежащие МЦР, а также имущество организации и сотрудников.
Сотрудники МЦР зашли на территорию усадьбы только 15 января 2018 года и обнаружили, что пропали ценные иконы в серебряном окладе, подарочные книги, скульптурные композиции, личные документы и вещи сотрудников. Им предложили компенсацию, то есть музей Востока признал утрату имущества. МЦР продолжает обжаловать решение о выселении, пытается найти свое имущество и узнать, в каком оно юридическом статусе.
Оценивая происходящее вокруг МЦР, Стеценко напомнил пророческую фразу Н.К. Рериха: "Разрушение музея — есть разрушение страны".
Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, профессор Илья Шаблинский подчеркнул, что нет никаких правовых оснований таких действий по отношению к МЦР и общественному музею, и совету ни разу не приходилось сталкиваться с тем, что госструктура лишает собственности общественную организацию.
Пришедшим на пресс-конференцию журналистам показали слайды с прекрасными видами залов музея. Сейчас от этого не осталось ничего. Завершающим штрихом стала серая краска, которой выкрасили внутренние помещения здания. Самое страшное, что
все это происходит в атмосфере молчания общественности и музейщиков России.
Ситуация вокруг МЦР вышла за пределы России. В адрес пресс-конференции пришли письма поддержки из Австрии, Болгарии, Латвии, Республики Беларусь, а также от Европейской ассоциации поддержки МЦР и его общественного музея имени Н.К. Рериха.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter